
Серая зона от осуждения до равнодушия
Рудольф Хёсс переходит из комнаты в комнату, выключая в них свет. В этом его призвание – погружать мир во тьму. Он работает комендантом концентрационного лагеря.
В фильме «Зона интересов» 2023 года Джонатана Глейзера его история рассказана каким-то просто невероятным образом. Хотела написать «показана», но она не показана.
И это не одна история, а несколько, в центре которых Рудольф. Первая рассказывает о милой семейной жизни в доме с чудесным садом, собакой и пятью детьми. Ее язык – безупречный визуал. Вторая о жизни за бетонным забором этого дома. Точнее о смерти. Ее язык – гениальный саунд-дизайн.
В лагере уничтожали польских евреев, советских военнопленных, цыган. Но ничего из этого не показано в фильме. В фильме в принципе нет страшных кадров, но при этом он долго не отпускает после просмотра.
Дом, стерильный от чувств

В доме Хёссов царит идеальный порядок. Удивительно, как такое вообще возможно при наличии пятерых детей. Но все объясняется наличием работниц из лагеря.
Они постоянно отмывают дом. Чистота подчеркивает остраненность и отсутствие чувств у хозяев дома. Словно их совесть давно уже сгорела в соседнем крематории. В саду цветы, удобряемые пеплом. И есть даже целая оранжерея.
На этом контрасте приезд мамы, не пропитанной ядом пропаганды, смотрится особенно ярко. Она в ужасе от происходящего за забором, потому что ее чувства еще живы. Если смотреть с точки зрения современности, то удивительно, что адекватным показан именно человек в возрасте. Обычно они более податливы идеологической обработке. Как и дети, брошенные под патриотический каток.
Нулевая динамика

Пожалуй, больше всего меня впечатлила именно режиссура этого фильма. Джонатан Глейзер известен своими клипами для Massive Attack, Radioheed и Jamiroquai, например.
Он расставил камеры по дому, поэтому в фильме практически нет крупных планов и все кадры статичны.
Очевидно что Глейзер вдохновлялся картинами Алекса Коллвиля, весьма популярного среди режиссеров. Вот недавно как раз приводила пример из фильма Уэса Андерсона. Картины Колвилля тоже статичны, и по цвету они похожи с цветокором «Зоны интересов».
Вставки с выкрученной под негатив обработкой под сказку «Гензель и Гретель» смотрятся отлично. Вообще в фильме много контрастов, по сути это и есть основной прием его режиссуры. Начиная от противопоставления звука и картинки, заканчивая вот такими деталями.
Отравление ядом пропаганды и правило Макнотена

Однажды английский суд признал невиновным Дэниэла Макнотена, убившего личного секретаря премьер министра Роберта Пиля. Дело было в 1843 году и очень возмутило не только общественность, но и саму королеву Викторию.
Причиной оправдания стала невменяемость Макнотена. Он был уверен в том, что его преследуют. В итоге даже появился документ, названный «Правилами Макнотена», впоследствии оказавший огромное влияние на развитие юридической науки и практики.
Можно ли считать вменяемыми людей, которые искренне верят, что они трудятся на благо общества, уничтожая других людей? Что они высшая раса, а другие расы неполноценны? Идеи Гитлера были основаны на болезненно-бредовом восприятии фактов, часто он понимал информацию по своему или урывками. Постоянно находился под действием множества химических веществ. И был крайне убедителен, как это часто бывает с психопатами и зависимыми. И он и все его последователи верили в искаженную реальность.
Тем не менее Рудольф Хёсс был приговорен к повешению. За время своей деятельности он уничтожил ни один миллион человек, веря, что это всего лишь его работа. Правда, перед казнью Рудольф все же покаялся перед Богом и людьми, что не часто можно было встретить среди осужденных нацистов. Многие были верны Гитлеру и его идеям до самой смерти.
Для меня невменямость – не оправдание, но единственное объяснение того сюрреализма, что веками творится в истории человечества и в этом фильме. Когда казалось бы все все поняли, и таких ужасов больше не повторится, вдруг начинает закручиваться новый виток этого цикла.
В конце фильма, Хёсс продолжает свой путь даже после сцены попыток отмыть историю в лагере, ставшим уже музеем. Люди по прежнему продолжают творить зло, веря в идеи пропаганды. Люди по прежнему прячутся за забором с колючей проволокой от реальности мира. Высший смысл жизни – в том, что видно. А то, что за забором – не видно. А значит, не существует.
Фильм впечатлил и оставил сильное послевкусие в виде мыслей и разговоров о нем. Особенно техническая составляющая. Но несмотря на все контрасты, в нем нет никакого противовеса творящемуся злу, как в других фильмах о холокосте как «Список Шиндлера», например. С другой стороны это и не было целью фильма. Его цель – чтобы каждый из нас задумался, не являемся ли мы в чем-то семьей Хёссов, концентрируясь только на своем благополучии.
Еще больше обзоров и списков фильмов, подборки красивейших кадров, разбор архетипов и сценарных приемов на канале KINOVIDENIE. Подписывайся и вдохно