
Великие и отчужденные
Когда Сергей, автор канала Философия кино, предложил вместе написать о четырех фильмах немецкой новой волны, я обрадовалась только «Небу над Берлином», когда-то одному из любимых фильмов. Об остальных я даже не слышала.
При просмотре первого из них, «Замужество Марии Браун», не покидало чувство, что режиссер наркоман, и так и оказалось в итоге. Райнер Фассбиндер умер в 37 лет от остановки сердца в результате употребления кокаина, алкоголя и снотворных одновременно.

Многие до сих пор пытаются разгадать секрет продуктивности Райнера, снявшего более 40 фильмов за 14 лет, но на первый взгляд никакого секрета нет, когда речь идет об употреблении стимуляторов. Такой же секрет у большинства других известных блогеров, актеров, предпринимателей и прочих на удивление продуктивных, талантливых и одержимых работой личностей. Секрет сложного характера режиссера в том же. Можно долго рассказывать о биохимии мозга, травмах и зависимостях, но все же пост не об этом.
С другой стороны он создал нечто вроде конвейера для кино, всегда работая с одной и той же командой по одним и тем же шаблонам. Далеко не каждый наркоман оставляет миру такое мощное кинематографическое наследие как Фассбиндер.
При этом он был отверженным, отчужденным и навечно одиноким. И здорово компенсировал эту внутреннюю черную дыру бесконечной работой и веществами, конечно, не способными дать исцеление.
Неспроста в его фильмах присутствует знаменитый эффект отчуждения, достигаемый за счет псевдодокументальной съемки, бесконтактности диалогов, холодности между актерами и других приемов. В «Небе над Берлином» также чувствуется этот одинокий шлейф Райнера.
Замужем за нацисткой Германией

Буквально через 10 часов после свадьбы Марии и Германа под падающими на город бомбами, его забрали на фронт. Тем временем Мария не сдалась, и сделала все, чтобы прийти к своей мечте о счастливой процветающей немецкой семье. Правда, не все способы оказались хороши для этого. А некоторые и вовсе уводили в обратном направлении.
Подозреваю, что имя мужа выбрано неспроста. Герман ассоциирует нацисткую Германию. Нацисткую, потому что его фамилия Браун, как у подруги Гитлера. А Мария сама себя называет «немецким экономическим чудом». Значит, она символизирует капитализм.
Как только она узнала, что ее муж погиб, то мгновенно оказалась в постели с американцем, как и многие другие европейские страны. И это экономическое «чудо» продолжается до сих пор. По крайней мере сужу по своей стране, в шутку называемой ее же жителями 51м штатом. Наверное, если бы злободневный Фассбиндер снимал продолжение этого фильма в наши дни, то следующим мужем Марии стал бы безработный представитель восточных народов.
Но нацизм не так уж просто искоренить, и внезапно оказалось, что муж вполне себе жив и здоров.
– Ваше время вышло.
– Ошибаетесь, мое время только начинается.
Этот диалог в тюрьме очень показателен и отсылает к еще одной ассоциации – Марии с немецким народом. Когда люди оказались на развалинах своих мечтаний, но не сдались, и удивительным образом смогли возродить экономику страны. Правда, какой ценой.
Концовка с завершением пути Марии очень неодназначна в этом плане. Не буду спойлерить, но в ней действительно много символизма, и трактовать ее можно очень по разному.
Архетип Марии

По своему архетипу Мария похожа на архетип Гэтсби. Это смесь Героя и Эстета. Он также был влюблен в свою мечту и сделал все возможное, чтобы ее достичь. Также использовал не самые этичные способы, быстро разбогател и поплатился за свою спешку.
Также в определении архетипа Марии есть одна сложность, которую я не встречала еще ни в одном фильме. Его очень сложно понять, потому что Мария как будто впитала в себя архетип режиссера. Уже после просмотра фильма я узнала, что у актрисы Ханны Шигулы были близкие отношения с Райнером Фасбиндером. Ее часто называют его музой, поэтому не понятно, то ли актриса сама по себе Бунтарь и так влияла на Фасбиндера, то ли он на нее. Но слияние мощное. Смотря на нее, я четко вижу Бунтаря, но разбирая смыслы героини, понимаю, что ее истинные архетипы совсем не бунтарские.

Ведь именно Герой идет к своим целям, сшибая любые преграды на своем пути, а Эстет, он же Любовник выбирает для этого способы, которые выбирала Мария. Еще одна характерная черта Марии, присущая Эстету желание быть красивой и жить красиво. Она женственна, привлекательна и очень хочет быть любимой. Кстати, красная помада часто выступает в роли атрибута Эстета.
При этом Мария, как и Дейзи в фильме Великий Гэстби, постепенно лишается эмпатии, чувств. Становится алчной и холодной. Настоящая ценность семьи превращается в навязчивое желание самого факта ее наличия. Получается своего рода американская мечта по немецки. Душа в обмен на огромный дом, деньги и семью.
Архетипические черты Марии настолько размыты и невнятны, что становится ясно, что она – это воплощение коллективного бессознательного целого народа.
Эта иллюзорность личности ещё больше усиливает эффект отчуждения. Такое размытие встречается либо у подобных персонажей, работающих зеркалами для всех вокруг, и даже режиссера. Либо у архетипа Славный малый, подстраивающегося под окружение. Он словно хамелеон в любом обществе. Как Мария – хамелеон своего времени. Людям с черной дырой внутри часто приходится становиться такими отражателями, чтобы быть хоть кем-то. А после исторических потрясений черных дыр становится только больше. Кто-то легко справляется с травматикой своего времени, а у кого-то более хрупкая душа. И там, где с виду много силы, как у Марии, внутри развалины личности. Что Фассбиндер отлично визуализировал через множество кадров с разрушенными стенами. Все как и сегодня.
Еще больше обзоров и списков фильмов, подборки красивейших кадров, разбор архетипов и маркетинга на канале KINOVIDENIE. Подписывайся и вдохновляйся эстетикой волшебного мира кино.